Автор статьи: Шандор Ремете ХАТХА ЙОГА: Неверно истолкованный путь Тантрического Учения. Хорошо известно, что Матсьендрантатх, Горакшанатх и остальные из восьмидесяти четырех великих сиддхов (адептов) были тантрическими гуру. Они практиковали хатха йогу в нераздельном сочетании с поклонением, элементом, практически полностью отсутствующим в современной йоге как в Индии, так и на Западе. Единый путь, обозначенный древними, оставлен; неведение относительно этого пути и требований, которые он предъявляет, делает изначально бесплодными усилия как минимум 98% последователей йоги наших дней. Как утверждал гуру Горакшанатх в «Тексте о Вечном Слове» (Text of Eternal Speech): «Там, где надежда, там и разочарование. Там, где сомнение, там и печаль. Ни того, ни другого не избежать без инициации. Это - два больших недуга». Это описание определяет умонастроение подавляющего большинства современных практиков, управляемых всевозможными страстями и отвращениями. Поиск гибкости, силы, здоровья или альтернативного образа жизни ведет в никуда и так же далек от истинной йоги, как Марс от Мекки. Древние гуру обозначили последовательности действий, призванные помочь каждому выявить собственный путь, ведущий к мудрости и просветлению. Это бесконечно далеко от слепого следования формальным догмам глупцов, которые лишь воспроизводят пустые разговоры о мудрости, не живя ею. Методы тантрической хатха йоги, описанные древними гуру – это садханы бахиранга, антаранга и парамантаранга. В каждой из этих трех областей деятельности есть свой особенный набор средств и навыков, необходимых для успеха. Если искренне ищущий внимательно изучит эту троичную систему, он ясно осознает, как далеко современное понимание уклонилось от источника и что обедневшие школы нынешнего века используют едва ли треть от первой части – бахиранга садханы. Навыки, изложенные в этих трех частях, требуют полного знания йогической анатомии и физиологии, в том числе схему 16-ти тонких каналов, по которым движется жизненный ветер, хорошего понимания 107 жизненно важных сочленений тела и способности воспринимать ежедневные изменения, вызываемые систематическим ростом и убыванием Луны. Это знание давалось новичку во время Посвящения и это именно то знание, на которое Горакшанатх ссылается в первом стихе своего «Наставления при посвящении» (Initiation Sermon), цитата из которого приводится ниже. «Изучай себя! Различай правильный и неправильный закон! Познай тайну тайн! Реализуй требуемое и ожидаемое! (долг)». Изучать себя может лишь посвященный в схемы и методы этой сферы деятельности. Отделение истинного от ложного подразумевает наличие способности к различению. Получение знания о влиянии луны становится началом проявления мудрости, которая приходит с пониманием, возникающим в процессе практики. Для того, чтобы это умение стало явным, требуется время и не следует пытаться ускорить этот процесс. Необходимо шаг за шагом изучить все требуемые уровни садханы. Тот, кто поймет природу этих требований, увидит, что путь не определяется ни той или иной способностью (которая может как способствовать, так и мешать процессу), ни определенным образом жизни. Процесс обретения мудрости требует, чтобы занимающийся вышел за пределы всех понятий, вырастающих из предпочтений и неприязни, всего, что порождает подспудный страх, из которого, в свою очередь, родятся гнев, похоть, насилие и жадность. Все вместе это ведет лишь к истощению и болезням. Бахиранга садхана (внешние практики) включает в себя асаны, как выполняемых в динамике, так и статичные, шаткрии (шесть процессов очищения) и нади шуддхи. Овладев ими, можно добиться прогресса во внутренних практиках антаранги садханы – пранаяме, мудрах и каранах. Парамантаранга садхана («вне формы», или «бесформенная») состоит из кхечари-видьи (учение о блуждании), кхечари-мудры, ваджроли-, амароли- и сахаджоли-мудры, а также венчающей весь процесс шамбхави-мудры. Таковы обозначенные формы активности, выстилающие ведущую к мудрости дорогу, где возможно служение у стоп не имеющего формы. Из-за неосведомленности относительно этих практик, предъявляемых ими требований, взаимосвязей и их правильного использования современная хатха йога стала убогой и надуманной системой упражнений, которая ведет лишь в могилу. Что же меняется с пониманием этой ситуации? Ничего! – за исключением тех, кто готов идти по предложенному пути терпеливо, стойко и с верой в принятую на себя задачу, оставив надежду и сомнения тем, кто не способен занять активную позицию и предпочитает быть ведомыми. Автор статьи: Сандернатх (Шандор Ремете) Редактор: Джон Эванс.